среда, 12 января 2011 г.

Нет пророка в своем отечестве или Еще одна ошибка руководителя

Ваш начальник ценит ваше мнение?
Он часто с вами консультируется?
Да?
Тогда вам крупно повезло. :)

Одна из распространенных проблем российских менеджеров - пренебрежение мнением своих подчиненных. Утверждение о том, что "нет пророка в своем отечестве" не только применимо к российскому менеджменту (любого уровня), но, более того, процветает день ото дня.
Я отношу эту проблему к одной из наиболее разрушительных для организаций всех размеров и мастей, вне зависимости от отрасли.

Почему? Потому что такая модель поведения ведет к следующим негативным последствиям:

  • Неэффективное использование ресурсов организации (времени и человеческих ресурсов в частности);
  • Мощная демотивация сотрудников, причем очень продолжительного действия, способная свести "на нет" любые (и особенно формальные) мотивационные приемы;
  • Ошибки при принятии решений, которые могут привести к существенным убыткам для организации или, как минимум, к пустым тратам денег и времени
Каковы признаки подхода "Нет пророка в своем отечестве"? Вот некоторых из них:

  • Рассматривая какую-либо проблему, руководитель пренебрегает мнением своих сотрудников о ее решении
  • Руководитель советуется о проблеме с внешними консультантами, а не со своими сотрудниками
  • Руководитель советуется с сотрудниками, но в большинстве случаев склоняется к мнению внешних консультантов
  • Руководитель открыто проверяет предложения сотрудников, обсуждая их с внешними консультантами

Все это свидетельствует о низкой квалификации управленца. Причины могут быть следующими:

  • Руководитель не осведомлен о компетенциях и талантах своих сотрудников или не использует их (и довольно часто)
  • Руководитель не ценит мнение своих сотрудников (тогда зачем их приняли на работу?)
  • Руководитель не имеет понятия о том, что такое мотивация и/или проектирование работы (т.е. не имеет бизнес-образования)
  • Руководитель молод и неопытен 
  • Руководитель преследует личные скрытые цели

В своей практике я наблюдал подобные случаи сотни раз. В одном из наиболее впечатляющих примеров, руководитель компании консультировался по проблемам продаж не с руководителем отдела (СВОИМ сотрудником), а с руководителем отдела продаж КОНКУРИРУЮЩЕЙ компании (будь я на его месте - уж я наговорил бы...). Думаю, вы догадываетесь, что его сотрудник довольно скоро покинул эту контору.

Кто-то может возразить, мол это нормальная человеческая черта, ведь не даром существует такое выражение "Нет пророка в своем отечестве". Согласен. Однако, для управленца эта черта недопустимая, иначе, в чем его задача, как не в том чтобы эффективно управлять людьми?

Комментариев нет:

Отправить комментарий