четверг, 3 марта 2011 г.

Джек Уэлч - "Победитель" или Опасная книжка о том, что нужно, чтобы добиться успеха

Спешу поделиться впечатлениями от книжки Джека Уэлча - "Победитель" (АСТ, 2007).

Как известно, Джек - один из наиболее легендарных супергероев мирового бизнеса. Человек, который руководил в течение 20 лет одной из самых гигантских корпораций мира - General Electric. Причем делал он это с потрясающим успехом и многократно увеличил ее стоимость и масштабы бизнеса. Кроме этого, Джек (по моим наблюдениям) наиболее часто упоминаем многими гуру бизнеса (например, Томом Питерсом) в самом позитивном свете. Другими словами, все, что я знал и слышал про Уэлча, до настоящего времени, говорило, что это едва ли не бог от бизнеса и особенно менеджмента. Впрочем, с этим трудно спорить - 20 лет успешно руководить махиной со штатом 300 000 сотрудников - это не детская забава.

Под влиянием такого беспрецедентного PR от книги Уэлча "Победитель" у меня были самые радужные ожидания. Когда я приступил к чтению, я был готов ловить каждое слово, тираду или заявление, как будто это были золотые слитки. И начиналось все именно так. Первые пять глав я с проглотил с аппетитом и радостным возбуждением, но потом радужный туман стал рассеиваться, и в моем сознании возник такой диссонанс, что к концу книги он закончился едва ли не полным негодованием.

Я прочитал книгу вторично, для того, чтобы разобраться, что же именно вызвало у меня такие противоречивые эмоции.

Теперь, я хочу поделиться своими выводами и, прежде всего, советую держать эту опасную книжку подальше от ваших боссов, не смотря на то, что она полна действительно ценных мыслей.

Выводы, не очень хорошие:
  1. Мы все когда-то читали астрологические прогнозы, которые в изобилии печатают в газетах или журналах. Так вот, книга Уэлча на них очень похожа. Содержание подобных астрологических прогнозов составлено так, чтобы самые разные люди в самых разных ситуациях нашли в них подтверждение того, что с ними происходит, даже в том случае если с ним происходят абсолютно противоположные события. "Победитель" обладает таким же свойством. Если вы автократ, то найдете в книге массу подтверждений правильности ваших поступков, если же вы демократ, то найдете там ровно столько же подтверждений вашим действиям.
  2. Книга явно пиарит GE и самого Уэлча. То есть, это не откровенный монолог, как может показаться вначале, а вполне конкретный рекламный продукт перемешанный с ценными мыслями.
  3. Книга похожа на "курс молодого бойца" для поступающих на работу в GE и принесет не слишком много пользы тем, кто туда поступать не собирается.
  4. Некоторые главы - откровенная ерунда, много тумана, лозунгов и нарочитых примеров.
  5. Цель книги автор формулирует как ответ на вопрос - "Что нужно, чтобы добиться успеха?". Если говорить в целом, то я бы уточнил - "Что нужно, чтобы добиться успеха если вы работаете в GE во времена Джека Уэлча?".
  6. По словам Уэлча, книга предназначена не для руководителей высшего звена, а для руководителей среднего звена, выпускников колледжей и программ MBA. Но мне показалось, что его 20-ти летний опыт работы на позиции топ-менеджера - сомнительный фундамент для того, чтобы сообщить что-то полезное этим людям. Он не находился в тех ситуациях, в которых находятся они, а лишь смотрел на них сверху вниз, со своей позиции.

Теперь хорошие выводы:
  1. Менеджмент и важность управления людьми. Джек Уэлч имеет широкую известность во многом благодаря тому, что он исповедовал и проповедовал управление людьми, как самый важный аспект управления бизнесом. В этом я с ним абсолютно согласен. В книге масса полезной информации и примеров из его опыта в области менеджмента. По сути это бесценная информация, потому что топ-менеджеров сидящих на самых высоких позициях в корпорациях и рассуждающих также как Джек, буквально единицы (к сожалению). Однако эту полезную информацию нужно отсеивать от не очень полезной, упомянутой выше.
  2. Искренность. Это первая книга, где я встретил настолько откровенное и полезное раскрытие темы искренности в бизнесе. Снимаю шляпу и подписываюсь под каждым словом. Честно говоря, до этой книги, я считал что это лишь мои чересчур креативные воззрения, но теперь я знаю еще одного человека, который относится к этой теме также и даже реализовал многое в такой немаленькой фирме.
Желающие понять плюсы и минусы книжки более детально, могут прочитать следующие ниже оценки каждой главы. Обычно я не провожу столь детальный анализ книг, но тут случай особый. :)

Глава 1. Задачи и ценности. Хорошая глава.

Глава 2. Искренность. Полностью согласен. Обалденная глава!

Глава 3. Дифференциация. Согласен полностью, но есть пара замечаний: а) слишком примитивный подход - делить бизнесы на первые вторые или ненужные; б) деление сотрудников по принципу 20/70/10 чересчур упрощенное.

Глава 4. Право голоса и чувство собственного достоинства. Прописные истины с которыми трудно не согласиться. :)

Глава 5. Руководство. Глава хорошая, но это и есть астрологический прогноз, который может трактоваться "как захочешь".

Глава 6. Наем работников. Очень ценная глава. Искренне рекомендую. Вот пара цитат: "Нет более важного условия успеха, чем принять на работу правильных сотрудников"; "Образованность и интеллект - это не одно и тоже".

Глава 7. Управление людьми. В этой главе самая ценная мысль книги - "Управление людьми - ключевая функция, которую нужно воспринимать как важнейшую на уровне таких, как управление финансами, производством или маркетинг.
Уэлч утверждает, что руководитель по работе с персоналом должен быть вторым лицом в компании. И это абсолютно верно, но нельзя воспринимать это слишком буквально. Дело в том, что это должен быть соответствующий человек, а именно опытный менеджер, но не человек с дипломом психолога, как это часто встречается. Боюсь, что те, кто в настоящее время руководят отделами HR в компаниях, не самые лучшие кандидаты для таких изменений.
Отличная мысль о том, что нужно находить замену уволившемуся сотруднику в течение 8 часов.
А вот про 10 человек в прямом подчинении Уэлч слишком загнул. Эта цифра сильно зависит от контекста и для многих позиций просто нереальна.

Глава 8. Как надо расставаться или как увольнять людей. Интересная глава. Очень полезна для любой сферы бизнеса и предприятия любого масштаба.

Глава 9. Перемены. Поддерживаю.

Глава 10. Антикризисное управление. Очень полезная глава.

Глава 11. Стратегия. А вот эта глава ни о чем. Списки ключевых вопросов - очень примитивно. Автор просто "растекся мыслью по древу". Слов много, смысла мало.

Глава 12. Бюджеты. То, что описывает автор, известно как гибкое бюджетирование. Практической ценности в главе нет. Сплошные лозунги. Нет ответа на самый интересный вопрос - как внедрить гибкое бюджетирование в компании.

Глава 13. Естественный рост. В целом интересно, но есть и неприятные нюансы.
Я испытал некоторое разочарование от того, что автор не пишет ничего о том, что нужно иметь мужество вовремя признаться в том, что проект оказался провальным. Если такой провальный проект продолжать развивать и поддерживать, можно потратить многие ресурсы впустую.
Кроме того явно противоречие с с Питером Друкером, идею которого можно сформулировать так: "Представьте себе, сколько ресурсов тратиться на новые продукты, которые "не взлетают", только представьте какие бы результаты принесли эти ресурсы, если бы их потратили на те продукты, которые успешно растут сами по себе."
Таким образом, советы Уэлча, ценны для начальных стадий новых проектов.

Глава 14. Слияния и поглощения. Не могу ничего сказать по этой главе, т.к. у меня нет опыта управления слияниями и поглощениями. :)

Глава 15. Шесть сигм. Все понятно, но что конкретно имелось ввиду? Еще одна глава ни о чем. :)

Глава 16. Правильный выбор работы. Очень хорошие советы. Много рациональных зерен. Но с другой стороны сквозит то, что это рассказ человека, не имеющего опыта поиска хорошей работы. Это взгляд на происходящее с кандидатами с позиции крупного и привлекательного работодателя. Рекомендации Уэлча в этой главе будут полезны тем людям, которые пытаются устроиться в GE, причем в тот GE, где генеральным работает Уэлч, а люди принимающие решения о приеме на работу исповедуют и проповедуют его взгляды.

Глава 17. Продвижение по службе. Вполне хорошие советы, но вновь чувствуется, что это мнение человека принимающего решение о том, кому дать карьерное продвижение, а кому нет. Советы будут полезны всем, кто собирается всю свою жизнь посвятить "работе на дядю", причем  на одного "дядю". Для тех, в ком живет предпринимательский дух, а также тех, кто ценит свободу и творчество, талант и креатив эти советы имеют сомнительную ценность.

Глава 18. Болевые точки. Полезная глава.

Глава 19. Работа и личная жизнь. Наверное самая бестолковая глава. Самое странное в том, что Джек постоянно противопоставляет работу и личную жизнь. Судя по всему, он даже и не задумывался, что между этими двумя понятиями можно поставить "и", а не "или". Думаю, эта глава была полезна в 70-х или 80-х годах, но сейчас все сильно изменилось.

Глава 20. Здесь там и повсюду. Винегрет из мелких вопросов, часть ответов на которые очень интересна.

3 комментария:

  1. Автор, можешь дать ссылку на книгу (не аудио) Облазил весь интернет, везде только аудиокниги предлагают, а хочется печатный вариант.

    ОтветитьУдалить
  2. Автору респект! Профессионал.

    ОтветитьУдалить